Модель линейного корабля Росийского Императорского флота "Севастополь", 1914 год. Модель - "серебряный" призёр Чемпионата России 2014г.

3 июня 1909 г. на Балтийском заводе прошла церемония торжественной закладки линейных кораблей «Севастополь» и «Петропавловск», а на Адмиралтейском — «Гангут» и «Полтава». Однако из-за недостаточного финансирования стапельный период их постройки затянулся практически на два года. Правительство получило одобрение на кредиты для достройки линкоров. Для этого оно отправило в отставку не сумевшего наладить взаимоотношений с Государственной думой тогдашнего морского министра вице-адмирала П.A. Воеводского. Также пришлось согласиться на финансовую ревизию деятельности министерства. 19 мая 1911 г. закон об ассигновании средств утвердил Николай II. 16 и 27 июня, 27 августа и 24 сентября линейные корабли «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут» были спущены на воду

В годы Первой мировой и Гражданской войн
Разработанный МГШ в 1912 году «План операций Морских сил Балтийского моря на случай европейской войны» ставил, отражая реальное соотношение сил с Германией, перед Балтийским флотом сугубо оборонительную задачу: не допустить проникновения в Финский залив германских кораблей. Опорой для решения этой задачи являлась Центральная минно-артиллерийская позиция, пересекавшая Финский залив по створу остров Нарген (Эстония)—мыс Порккала-Удд (Финляндия). На флангах минные заграждения прикрывались береговыми батареями, а в открытой акватории — кораблями.
Но в 1914 году Германия не стала предпринимать активных действий в Балтийском море, что позволило флоту осуществить минные постановки не только на Центральной позиции, но также и на некоторых коммуникациях противника в южной части Балтийского моря.
В конце 1914 года, по окончании ходовых испытаний, четыре дредноута перебазировались в Гельсингфорс. Бригада из четырех линкоров-до-дредноутов была реорганизована во вторую бригаду линейных кораблей, а из кораблей типа «Севастополь» сформировали первую.
В начале 1915 года состоялось утверждение нового плана боя на Центральной позиции. В соответствии с ним линейные корабли и крейсера Балтийского флота разделили на шесть маневренных групп. В первую вместе с крейсером «Олег» вошли «Петропавловск» и «Гангут»; во вторую вместе с броненосным крейсером «Россия» — «Севастополь» и «Полтава». В то же время из-за большой значимости для наших военно-морских сил новых дредноутов вопрос их боевого использования в каждом случае решался на уровне Ставки.
Весной и в начале лета 1915 года «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут», «Полтава» несколько раз выходили в море, а их экипажи, осваивая корабли, проводили в районе Центральной позиции артиллерийские стрельбы и маневры. Тем временем командование противника в конце июля—начале августа провело набеговую операцию силами крупного соединения. В ходе ее германская эскадра, в составе которой было и два линкора-дредноута, с боем форсировала Ирбенскую минно-артиллерийскую позицию и три дня господствовала в Рижском заливе.
По уходе из залива германских кораблей Балтийским флотом проводились мероприятия по восстановлению минных заграждений в Ирбенском проливе. 14 августа участие в этом приняли и экипажи «Севастополя» и «Гангута». Непосредственно в тот день мины выставляли девять миноносцев. Обеспечивавшие прикрытие крейсеры «Олег» и «Богатырь» держались ближе к проливу, а линкоры — мористее, к югу от 58-й параллели. Несмотря на то, что операция проходила в условиях сильного шторма, постановка 310 мин прошла успешно.
На следующий день корабли, разбившись на две группы, находясь в прямой видимости друг друга, следовали в Гельсингфорс стратегическим фарватером. В состав первой группы входили «Гангут» и «Олег», в состав второй — «Севастополь» и «Богатырь». Ширина обозначенного фарватера составляла 108 м. Дул свежий ветер силой до 5 баллов, и корабли, двигавшиеся со скоростью 12 уз, испытывали небольшую килевую и бортовую качку. Примерно в 10 ч 45 мин «Севастополь» дважды с силой ударился о грунт. При последовавшем третьем, еще более сильном, ударе линкор остановился, но через несколько минут, дав задний ход, сошел с мели без посторонней помощи. Вскоре идущий впереди «Гангут» оказался на участке фарватера, где часть вех вследствие свежей погоды была утрачена или снесена с места. В результате и этот линкор один раз с силой ударился о грунт.
Наиболее серьезно пострадал «Севастополь»: оказалась смятой нижняя часть форштевня; повреждения днищевой части протянулись вплоть до района второй башни и захватывали до трех поясьев наружной обшивки на каждом из бортов. Это были и вмятины и трещина, а также две пробоины. Корабль принял более 350 т воды, затопившей в основном междудонное пространство под носовыми котельными отделениями.
Полученные «Севастополем» повреждения пришлось в течение полутора месяцев исправлять в Кронштадтском доке.
Еще дважды в годы Первой мировой войны «Севастополь» серьезно повреждал днищевую обшивку, днищевой набор, килевую балку.
17 октября 1915 года при погрузке боеприпасов на линкор «Севастополь» полузаряд 305-мм орудия, находившийся в металлическом футляре, упал на палубу зарядного погреба и воспламенился. К счастью, на другие полузаряды пожар не распространился. Пострадало пять человек, из которых один умер от полученных ожогов.
Поздней осенью 1915 года Балтийский флот дважды проводил крупные минные постановки в районе острова Готланд. Оба раза в отряды прикрытия включались линейные корабли «Петропавловск» и «Гангут», и оба раза участвующим в операции кораблям удалось избежать встречи с кораблями противника. В первый раз, 29 октября, крейсера выставили 560 мин. Следующая постановка в этом районе состоялась 23 ноября, и выполнявшие ее крейсеры выставили уже 700 мин.
Выход «Петропавловска» и «Гангута» к Готланду в конце ноября 1915 года стал последней боевой операцией в ходе Первой мировой войны, в которой приняли участие линкоры-дредноуты, так ни разу за это время и не применившие свою артиллерию против противника. Ни в 1916, ни в 1917 году к участию в боевых действиях они не привлекались.
С подписанием в начале 1918 года сепаратного Брестского мира для страны закончилась Первая мировая война, которая, с прекращением боевых действий против Германии, стремительно переросла в ожесточенную и бескомпромиссную Гражданскую войну.
По условиям Брестского мира Балтийский флот должен был покинуть свои базы в Финляндии, а значительная часть его личного состава подлежала де¬мобилизации. 12 марта 1918 года Гельсингфорс покинул первый отряд кораблей. В него входили линейные корабли «Севастополь», «Гангут», «Полтава», «Петропавловск»; крейсеры «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Богатырь». Проводку осуществляли ледоколы «Ермак» и «Волынец».
Переход проходил в тяжелейших условиях: сплошные ледяные поля толщиной до 3 м; укомплектованность экипажей на разных кораблях составляла от 20 до 40% их штатной численности. Марш¬рут пролегал мимо островов Родшер и Гогланд. Движение осуществлялось в светлое время суток. Осложняло проводку то, что ширина более мощного и крупного из ледоколов «Ермака» составляла лишь 22 м, а ширина линкоров — более 26 м: часто приходилось останавливаться из-за того, что тот или иной корабль затирало в пробитом во льдах канале. Но, преодолев за пять суток 180 миль, 17 марта линейные корабли и крейсеры без существенных по¬ломок достигли Кронштадта.
Деятельность Балтийского флота вплоть до середины ноября 1918 года сковывалась условиями Брестского мирного договора с Германией, согласно которому боевые корабли должны были иметь на борту сокращенные экипажи, численность которых определялась требованиями минимального поддержания исправности материальной части. Подготовка флота к боевым действиям была также запрещена, а выход кораблей за границы водного района Кронштадта расценивался Германией как на¬рушение условий мирного договора. Поэтому весь этот период действия флота сводились лишь к ограниченной дозорной службе в пределах кронштадтского водного района.
Тем не менее, в ожидании возможного возобновления Германией военных действий требовалось сохранять боевую готовность, а это в условиях охвативших страну Гражданской войны и разрухи выполнить было неимоверно трудно. Значительная часть моряков либо демобилизовалась, либо ушла воевать на сухопутные фронты и на создаваемые речные и озерные флотилии. Туда же, на флотилии, было передано большое число орудий. Возникли серьезные трудности и с топливом, поскольку подвоз угля в Петроград и Кронштадт, в связи с оккупацией немцами Донбасса, прекратился.
В таких условиях большая часть кораблей выводилась в вооруженный резерв или ставилась на консервацию. По линейным кораблям 27 августа 1918 года начальником Морских сил Балтийского флота С.В.Зарубаевым принимается решение об оставлении в действующем составе лишь «Полтавы» и додредноута «Андрея Первозванного» с доведением численности их личного состава до 75% от штатов, определенных в 1915 году.
Но надобность использовать против немцев эти корабли так и не возникла. В ноябре 1918 года в Германии происходит революция и это страна, истощенная четырехлетней войной на два фронта, капитулирует перед странами Антанты. И в том же месяце у Балтийского флота появляется новый противник — корабли бывшего союзника царской Рос¬сии по Антанте Великобритании.
В целях противодействия пришедшей на Балтику английской эскадре создается действующий отряд (ДОТ) в составе линейных кораблей «Петропавловск» и «Андрей Первозванный», крейсера «Олег», четырех эскадренных миноносцев и не¬скольких других боевых кораблей.
Боевые действия против английских кораблей продолжались вплоть до конца навигации следующего 1919 года. Непосредственное участие в них «Петропавловск» принял лишь один раз, 31 мая 1919 года, находясь близ Шепелевского маяка, он прикрывал ушедший на разведку в Копорскую бухту эскадренный миноносец «Азард». Обнаружив в бухте корабли противника, «Азард», отстреливаясь, стал отходить под прикрытие артиллерии линкора и тем самым вывел на него в атаку восемь английских эсминцев. «Петропавловск», открыв огонь главным, а затем и противоминным калибрами и выпустив при этом 16 305-мм и 94120-мм снарядов, отразил нападение, причем минимальное сближение одного из эсминцев с дредноутом составило менее 45 кб.
Этот эпизод остался для балтийских дредноутов, за всю историю их существования, единственным случаем боевого столкновения с кораблями противника. Из-за наличия вполне реальной опасности торпедной атаки линкора английской подвод¬ной лодкой, оперирующей в Копорском заливе, «Петропавловск» через несколько дней по приказу командования вернулся в Кронштадт и больше участия в боевых действиях против кораблей Великобритании не принимал.
Вскоре, по окончании в европейской части страны Гражданской войны, экипажам двух линкоров довелось вновь применить свое оружие, и вновь против соотечественников. Происходило это в первой половине марта 1921 года, в дни подавления противоправительственного восстания, вошедшего в историю как Кронштадтский мятеж.
События начали разворачиваться именно на стоявших в гавани Кронштадта линейных кораблях «Петропавловск» и «Севастополь». Начавшиеся еще в конце февраля на борту линкоров митинги, привели 2 марта к отказу дислоцировавшихся в городе частей и экипажей, а также команд нескольких близлежащих островных фортов, подчиняться центральной власти.
В течение двух недель «Петропавловск» и «Севастополь» вели огонь по оставшемуся верным правительству форту «Краснофлотский» (до 15 августа 1919 года— «Красная горка»), по городам Ораниенбаум и Сестрорецк, по расположенным на северном берегу Финского залива железнодорожным станциям Лисий Нос, Горская, Тарховка. «Петропавловск» израсходовал при этом 394 305-мм и 940 120-мм снарядов; «Севастополь» — 375 305-мм и 875 120-мм снарядов. Сложность ведения огня заключалась в том, что линейные корабли стояли рядом и в окружении большого количества вмерзших в лед кораблей и судов. На «Севастополе» из-за отсутствия топлива первое время паров не разводили, наводку и заряжание осуществляли вручную.
В то же время и линкоры первоочередно подвергались обстрелу фортом «Краснофлотский», полевыми батареями, а также бомбардировкам с воздуха самолетами «Ньюпор».
В условиях относительной скоротечности разворачивавшихся событий обеим сторонам не удалось организовать необходимую для корректировки огня разведку, и выбор целей осуществлялся по картам, а точность стрельбы зависела от опыта и уровня знания местности управляющих стрельбой артиллеристов. Тем самым огонь всеми велся по площадям, что делало незначительной его боевую эффективность: были разрушены жилые здания, погибли мирные люди, в то же время стрельба дредноутов по станциям не сказалась на подвозе в районы развертывания нацеленных на штурм Кронштадта войсковых частей 7-й армии. Не удалось линкорам и подавить артиллерию форта «Краснофлотский». С другой стороны, «Петропавловск» и «Севастополь» хотя и получили некоторые повреждения, но не прекратили огонь.
17 марта линкоры вели огонь по уже ворвавшимся по льду в город частям Красной армии и капитулировали только в начале наступившей ночи.
За время этих трагических событий имена «Севастополь» и «Петропавловск» для политизированного командования Балтийским флотом, как и для всего руководства страны, стали страшными символами кровавого бунта еще недавно самой надежной опоры — балтийских матросов. В марте 1921 го¬да, в период празднования в Советской России 50-летия Парижской коммуны, в честь этого события, а также в честь известного революционера времен Великой французской революции Жана Поля Марата, линкоры, приказом командующего Балтийским флотом И.К.Кожанова поспешно получают новые имена: «Севастополь» становится «Парижской коммуной»; «Петропавловск» — «Маратом». Именно с этих переименований фактически и начался новый, советский период воссоздания и развития отечественного военно-морского флота.

Информация добавлена: Алексей Лежнев