1914-1918, Великая война, документы и фотографии Первой мировой войны


Лукшин Андрей Васильевич
(14.08.1883 – 26.06.1975).


Андрей Васильевич Лукшин родился 28 июня 1885 г. в семье крестьянина с. Бутылицы Меленковского уезда Василия Вавилова Лукшина (ок. 1857 – 04.01.1937) и его жены Акулины Емельяновны, урожденной Полюшкиной (ок. 1856 – 27.06.1914). Василий Вавилов был волостным старшиной Бутылицкой волости в 1908 – 1910 гг. (1)

В праздник Сретения Господня 02 февраля 1903 г. Андрей Васильевич женился на крестьянке д. Ново-Николаевское прихода с. Бутылицы Анне Ивановне Лазаревой (28.06.1885 – 21.11.1943), отец которой в свое время также был волостным старшиной Бутылицкой волости в 1897 – 1907 гг. (2)

Андрей Васильевич занимался сельским хозяйством, выращивал жеребят, за что неоднократно был удостоен дипломов с выставок.

До ухода А.В. Лукшина на Германскую войну в семье родились дети: Екатерина (1903 – 1979), Евдокия (1905 – 1991), Александра (1907 – ум. в младенчестве), Татьяна (1909 – 1912), Александра (1912 – 2000), Василий (1914 – 1942).

О событиях в период Первой мировой войны известно из рассказов А.В. Лукшина по воспоминаниям его дочери – Елизаветы Андреевны Логиновой и её детей – Татьяны Васильевны Хромушиной и Сергея Васильевича Логинова.

«Говорили все, дескать, армия плохо обеспечена… Дадут тебе два цинка с патронами, и тащи всё это – марш-бросок, в горы, в Румынии. Некоторые эти цинки по дороге бросали. В свою очередь у немцев при себе было что-то типа металлического тубуса: аптечка, сухой паёк, в котором были сухари, сделанные по типу маленьких буханочек. Нагреешь воды, положишь в неё эту буханочку, и через 5 минут у тебя буханка свежего горячего хлеба. Экипированы немцы были хорошо».

Во время Первой мировой войны ок. 1915 г. А.В. Лукшин был ранен и попал в плен, в Венгрии, где работал извозчиком у богатого крестьянина по имени Янош. А хозяин звал его Андрáш. Местного языка пленный не знал, но они как-то объяснялись…

Хозяин хоть и богатый был (большое поместье, поля, скотина), а никогда не гордился, пленных за рабов не держал. Вот как-то дал он своим работникам мясо, а в нём личинки. Работники возмутились: «Чем вы нас кормите?!» А хозяин взял и съел это мясо: дескать, ничего страшного, и я ем такое же. Хозяин Андрея Васильевича уважал, впоследствии стал сажать его с собой за один стол.

Поскольку А.В. Лукшин всегда отличался любознательностью, тем более, в отношении всего, что связано с сельским хозяйством, особое внимание он обратил на то, как хозяин откармливал уток. За три недели до того, как их резать, их сажали в деревянные или железные клетки, в которых они даже повернуться не могли. Хозяин сам им зерно в клюв клал, для того, чтобы утка совсем без движенья была, жирной стала.

Поехал как-то Андрей Васильевич по заданию хозяина на соседский хутор. В одном из перелесков лошадь, чего-то испугавшись, резко рванула в сторону и сломала оглоблю. Он выбрал поблизости подходящее деревце, окоренил, смастерил из него новую оглоблю, заменил сломанную и продолжил путь. По возвращении так, между прочим, рассказал Яношу о случившемся в дороге. Тот поначалу слушал невнимательно, а потом как закричит: «Ты срубил дерево?! Где? Как ты посмел?» Бросился к телеге и, увидев новую оглоблю, изменился в лице. Потом велел взять топор и немедленно замаскировать следы незаконной порубки. Наутро он увидел, что у телеги заменены обе оглобли, поставлены другие, одинаковые, а вчерашних не видно. А Янош с ним не разговаривает, задания на выполнение работ передаёт через сына или хозяйку. И только спустя дня три, немного остыв, он объяснил, что деревце срублено на не принадлежавшем ему участке, и это могло привести к конфликту с соседом, а, может, и к штрафу, который испортил бы репутацию хозяина.

Работал А.В. Лукшин хорошо – ведь крестьянством всю жизнь занимался, всё умел, в лошадях толк знал. Понравился он хозяину, и тот предлагал ему остаться жить в Венгрии, жениться на его единственной дочери и получить в наследство всё хозяйство. Но в России его возвращения уже ждала семья – жена и четверо детей.

Из плена от Андрея Васильевича на Родину пришло открытое письмо – почтовая карточка, на которой он сфотографирован с другими пленными (Ил. 2). На обороте частично сохранилась такая надпись: «От военно пленова. Россия Владимирская губерния Меленковского уезда почтовая станция Бутылицы. Анне Лукшиной. 1917 июля 27 д. Здравствуйте дорогая супруга Анна Ивановна, ещё здравствуй дорогой папаша Василий Вавилович, ещё дорогие дети Катерина, Дуня, Шура, Вася. Кланяюсь вам всем […]»

Анна Ивановна в ответ послала свою фотографию с детьми – Катей, Шурой и Васей (Ил. 3). Впоследствии Андрей Васильевич рассказывал, что как увидел он детей своих – замерло всё внутри. «Домой, только домой!» Вскоре пленение закончилось, и он вернулся в родное село.

После возвращения в Бутылицы у А.В. Лукшина родились дети: Елизавета (1922 г.р.), Алексей (1925 г.р.), Вячеслав (1927 – 2002).

Умер Андрей Васильевич 26 июня 1975 г. и похоронен на кладбище в с. Бутылицы Меленковского района.

(1) - ГАВО. Ф. 384. Оп. 1. Д. 48. Л. 13 – 14об., 16 – 16об., 20 – 20об.; Д. 71. Л. 2, 3 – 4 об.
(2) - ГАВО. Ф. 384. Оп. 1. Д. 21. Л. 1, 5 – 6.

Павел Николаевич Хромушин,
старший прокурор управления
по надзору за исполнением
федерального законодательства
прокуратуры Владимирской области,
кандидат юридических наук,
правнук А.В. Лукшина
http://www.vladmuseum.ru/rus/actually/100let.php



Информация добавлена: Татьяна Щеглова

http://www.vladmuseum.ru/rus/actually/100let.php
" data-title="Лукшин Андрей Васильевич" >